Антимонопольные органы Германии не стали блокировать покупку “Роснефтью” у Total 16,7% в НПЗ в городе Шведт. После этой сделки и получения 37,5% в том же НПЗ при разделе активов немецкого СП BP и “Роснефти” Ruhr Oel GmbH российская компания получит контроль над заводом в Шведте. Но, как считают эксперты, присутствие “Роснефти” на рынке нефтепродуктов в Германии недостаточно для влияния на цены, что не дает формальных оснований препятствовать сделкам, пишет “Коммерсантъ”.
Антимонопольное ведомство Германии (Bundeskartellamt) 17 августа дало разрешение “Роснефти” на приобретение 16,67% в НПЗ PCK Raffinerie GmbH в Шведте у французской Total. Решение ведомства было опубликовано в пятницу.
Долю в НПЗ Шведта (мощность 11,5 млн) “Роснефть” должна получить в рамках масштабной сделки с Total по обмену нефтеперерабатывающими активами, заключенной в конце ноября 2014 года. Это была первая сделка нового руководителя Total Патрика Пуянне. Он сменил погибшего в ноябре в московском аэропорту Внуково Кристофа де Маржери, считавшегося другом России и апологетом развития отношений с российским нефтегазовым комплексом даже несмотря на западные санкции. Власти Германии должны были согласовать сделку, которая по крайней мере формально не подпадает под европейские санкции.
Сумма всей сделки составляет $300 млн, договор стороны подписали в июне этого года. В ее рамках “Роснефть” станет владельцем не только 16,7% акций НПЗ Шведта, но и 37,5%, которые принадлежали компании Ruhr Oel GmbH (ROG) — паритетному СП “Роснефти” и британской BP. Долю в ROG российская компания купила в мае 2011 года у венесуэльской PdVSA за $1,6 млрд. ROG владела 100% НПЗ Гезелькирхена, долями в НПЗ Bayernoil (25%) и MiRO (24%), рядом других активов. Но “Роснефть” не устраивала экономика СП: сбыт продукции оставался за структурами BP, что лишало “Роснефть” основной маржи. В июне “Роснефть” договорилась с BP о реорганизации ROG: доли в трех НПЗ, включая PCK Raffinerie, полностью перешли к ней, а BP забрала 100% завода в Гельзенкирхене и в предприятии по производству растворителей DHC Solvent Chemie. В итоге по завершении сделки “Роснефть” будет владеть 54,17% в НПЗ в Шведте, оставшиеся доли принадлежат Shell (37,5%) и итальянской Eni (8,33%).
По мнению главы Small Letters Виталия Крюкова, приобретение НПЗ не встретило сопротивления антимонопольного ведомства потому, что “Роснефть”, постепенно увеличивающая долю на рынке нефтепереработки Германии, все же не обладает достаточными активами, чтобы влиять на цены. Эксперт замечает, что для “Роснефти” этот актив весьма интересен с точки зрения как поставок своей нефти (еще в 2013 году компания заключила с партнерами по НПЗ соглашение о прямых поставках), так и собственно переработки.
|