Правительство Украины приняло решение о реорганизации “Нафтогаза Украины”, в рамках которого из компании будет выделено два акционерных общества – “Украинская газотранспортная система” и “Украинские газовые хранилища”. По словам Яценюка, создание “Украинской ГТС” позволит привлечь к обновлению украинской ГТС европейских и американских инвесторов.
Однако, как предполагают эксперты, при реорганизации одной из сторон договора “Газпром” – “Нафтогаз” вопрос преемственности договора может решиться прекращением его действия.
Денис Покровский, директор отдела корпоративного финансирования Financial Consulting Group: “Реорганизация НАК “Нафтогаз” может дать основание украинскому правительство освободить НАК “Нафтогаз” от обязательств по договору 2009 года с “Газпромом”. Таким образом, это решит задачу украинских переговорщиков по пересмотру и отмене пунктов договора.
Создание двух инфраструктурных компаний – по хранению газа и по транспортировке газа – позволяет предполагать, что украинское правительство по методике европейских регулирующих органов планирует ввести особое регулирование транспорта, основанное на принципах свободного доступа третьих лиц, помимо производителей, потребителей и крупных импортеров, к транспортной системе”.
По словам эксперта, реорганизация также может быть направлена на введение системы бронирования транспортных мощностей “вход-выход”, что в конечном итоге исключит возможность для ОАО “Газпром” заключать договоры по транспортировке газа через Украину.
“На практике это будет означать эффективную невозможность для “Газпрома” назначать цену для Украины отдельно от других потребителей. Для “Газпрома” это не улучшит платежную дисциплину украинского контрагента, а объективное увеличение консолидации потребителей уменьшит потенциал прибыльности и гибкости при заключении экспортных договоров”, – отмечает Покровский.
В результате, если украинское правительство последовательно реформирует свой газовый сектор по европейским нормам, “Газпром” в долгосрочной перспективе найдет способы работать на этом рынке, уделив достаточное внимание трейдингу. Это потребует применения других рыночных стратегий.
Однако эксперт не исключает вероятности того, что украинские газовые реформы, свободные от обязательств соответствия европейским методикам, могут по содержанию им не соответствовать и быть направлены на дискриминацию транзитных транспортеров и поставщиков в виде эффективных запретов на прямое контрактование транспортной мощности, повышенной ставки оплаты за хранение газа, необходимое для системной стабильности транзитных поставок, запрет на доступ и владение предприятиями по подземному хранению газа и т. д.
“Поскольку такие меры могут коснуться только “Газпрома”, не предвижу возражений со стороны украинских политических партнеров против дискриминации, а вопросы системной стабильности поставок европейские органы энергетического регулирования вообще не считают связанными с регулированием ПХГ и транспорта”, – заявил эксперт.
|