Относительно небольшая стоимость нефти — это основание для того, чтобы отсрочить обязательства по устранению экологического ущерба, считают российские нефтяники, однако экологи пытаются возражать, но пока «перевес мнения» на стороне нефтяников, пишет немецкой издание DW.
«Российские нефтяники просят президента Владимира Путина поспособствовать снижению экологического регулирования в отрасли. По их словам, это помогло бы сохранить инвестиционную активность предприятий в сегодняшних непростых условиях. Экологи, давно бьющие тревогу из-за колоссального числа разливов нефти, написали президенту ответное письмо, в котором просят не только не ослаблять, но и усилить природоохранное регулирование», — пишет издание со ссылкой на письмо Путину, которое подписано главами ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», «Татнефти» и «Башнефти».
В своем письме они просят устранить чрезмерное, как им кажется, экологическое регулирование, которое стало особенно актуальным в условиях экономических санкций и роста мировой политической напряженности.
Нефтяники, чтобы повысить рентабельность, предлагают ряд мер в этом направлении: исключить избыточные, на их взгляд, действующие ныне меры — ежегодный экологический аудит, необходимость проводить защиту леса, прилегающего к месторождениям, снизить чрезмерную уплату средств за превышение нормы выбросов при сжигании попутного нефтяного газа (ПНГ), а также просят отсрочить то или иное природоохранное мероприятие. Так, например, предлагается на два года перенести обязанность по устранению прошлого ущерба и сдвинуть на те же два года реализацию запланированного правительством проекта «Информационная система мониторинга промышленной безопасности».
Однако пока, пишет издание, публичной реакции от властей на письмо нефтяников пока нет. В Минприроде России оставили запрос DW без ответа, а среди нефтяеомпаний на вопросы DW среагировали лишь компании «Сургутнефтегаз» и «Татнефть». В первой сообщили, что тратит каждый год на экомероприятия примерно 20 млрд рублей (в 2013 году – 22,1 млрд), а также внимательно следят за снижением доли сжигания сжиженного природного газа (СПГ)), уровень утилизации которого в 2013 году составил 99,2%.
В «Татнефти» сказали, что письмо подписывалось генеиректором компании в Москве, в центральном офисе в Альметьевске знают только то, что у «Татнефти» есть экологическая программа, неукоснительно выполняющаяся. «Мы не можем говорить ни о каких экологических издержках, это просто некорректно», — цитирует немецкое издание слова представителя компании, которая также отметила, что «Татнефть» не сжигает попутный газ., «все утилизирует».
На письмо российскому президенту оперативно отреагировали экологи, составившие свое письмо письмо Путину, в котором дали свою оценку предложениям нефтяников, высказав просьбу не снижать экологическое регулирование.
Директор по программам Greenpeace России Иван Блоков сообщил DW, что по многим перечисленных нефтяниками пунктов правила и так не соблюдаются: в целом по стране утилизируется гораздо меньше 95% ПНГ, а сроки ликвидации экологического ущерба не исполняются, аудит труб не дает конкретных данных по прорывам и не стимулирует к их замене. По его мнению, лазеек для сокрытия нарушений остается все меньше в связи с развитием технологий. «Космические снимки позволяют нам фиксировать экологические нарушения. Их теперь так просто не спрячешь. Пока мы можем обнаружить только большие разливы, но это только пока. Если не получить отсрочку, разливы придется ликвидировать», — отметил Блоков.
В настоящее время, по словам эколога, в России сложилась ситуация, когда старый ущерб не устраняется, а на него наслаивается новый. В год в России, по данным Greenpeace, происходит 12-13 тыс прорывов трубопроводов (в США, например, – лишь десятки). Единственный способ, считает он, изменить ситуацию — регулярно менять трубы, однако «этого делать никто не хочет», так как предприятия стремятся доэксплуатировать старые трубы до того момента, когда месторождение будет исчерпано и они будут уже не нужны.
Весьма примечательно, пишет DW, что крупнейшая госнефтекомпания РФ «Роснефть» не подписала письмо президенту — возможно потому, что ее глава Игорь Сечин решил «не раздражать президента», пишет издание.
|